Главная страница
Об Институте
Лечебно-диагности-
ческая деятельность
Научно-исследова-
тельская работа
Распространение
реабилитационной
аппаратуры
Образовательная и
методическая
деятельность
Врачи Института
рекомендуют...
Наши партнеры
Полезная информация
Медицинские ресурсы
в Интернет
Обратная связь
|
|
ИНСТИТУТ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Отделение медицинской психологии
Работа отделения психологии, являющегося важной составной частью реабилитационно-восстановительного процесса, строится по трем основным направлениям:
1. Диагностика - оценка уровня психического развития, эмоционально-волевой сферы пациента, особенностей его социальных взаимодействий и социальной адаптации. Основными являются следующие группы диагностических методик:
а) Патопсихологические - направлены на выявление акцентуации характера или выявляющие симптомы, присущие лицам с психологическими заболеваниями;
б) Личностные опросники - предназначены для составления индивидуально-психологического портрета личности;
в) Методики исследования интеллекта - предназначены для определения уровня психического развития;
г) Социально-психологические методики - направлены на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях и отношений с другими людьми.
Для диагностики используются следующие тесты : Векслер (WISC), Стенфорд-Бине, 16Р1-Кеттел, теппинг-тест, Айзенк, Шмишек, УСК, Люшер, ЦТО, САН, Спилбергер-Ханин, Равен, Розенцвейг, Личко и мн.др.
Среди методов психологического обследования важное место занимает исследование психического состояния пациента с применением компьютеризированных психологических тестов. Комплексное применение компьютерных тестов дает возможность получения разностороннего описания личности, выявления патопсихологических механизмов и патогенных поведенческих стереотипов, что позволяет правильно подобрать развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных,
половых и возрастных факторов. Значительным преимуществом применения компьютерной диагностики является значительное сокращение времени, затрачиваемого на обработку результатов.
Для различных групп пациентов (форма заболевания, возраст, проводимое лечение) сформированы блоки тестов, на основе которых проведена диагностика их психического состояния до и после курса лечения. Сравнительный анализ полученных данных дал возможность разработать конкретные индивидуальные рекомендации по построению лечебного курса и в дальнейшем оценивать эффективность проводимого комплекса реабилитационно-восстановительных мероприятий, внося при необходимости корректирующие поправки.
2.Консультирование - включает вопросы, касающиеся:
- воспитания ребенка,
- возрастных особенностей детей и подростков,
- дошкольных и школьных проблем,
- эмоционального климата семьи,
- определения потенциальных возможностей ребенка,
- отставания в развитии,
- подростковых проблем и др.
3. Коррекция - одно из основных направлений работы психологической службы, включающее применение комплекса приемов и методик работы с пациентом или группой пациентов, направленных на достижение конкретной клинико-психологической задачи.
В зависимости от выявленных у пациента отклонений в психическом состоянии применяют следующие блоки психологической коррекции:
а) Психокоррекция - направлена на сенсорно-перцептивную и интеллектуальную деятельность. Такая работа ведется с детьми, имеющими психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие, поврежденное психическое развитие или неуспеваемость по одному или нескольким школьным предметам. Психокоррекционные занятия проводятся в двух направлениях: с одной стороны, как форма получения знаний, с другой, - развитие и коррекция процессов мышления и внимания, формирование адекватных поведенческих реакций. Характер проводимых занятий, нагрузка и их дозировка определяются природой психического расстройства, компенсаторными возможностями, фазовыми состояниями пациента. Необходимо подчеркнуть, что эффективность психокоррекционных занятий значительно повышается при их сочетании с сеансами ФБУ по параметрам электроэнцефалограммы.
б) Коррекция эмоционально-волевой сферы - направлена на эмоциональное развитие и поведение пациента. Проводится с детьми, имеющими искаженное психическое развитие, дисгармоничное психическое развитие, неврозы и неврозоподобные состояния, синдром гипервозбудимости, страхи и др. Основные методы коррекции эмоциональных нарушений у детей - это ФБУ(Релаксация) и ФБУ(ЭЭГ)(смотрите разделы "Неврологическое отделение" и "Распространение реабилитационной аппаратуры"), игровая терапия, арттерапия, музыкотерапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенная тренировка, поведенческий тренинг и др. Кроме того используются специальные методы, включающие в себя тактические и технические коррекционные приемы, направленные на устранение имеющегося дефекта.
При внутриличностной направленности конфликта применяется индивидуальная форма коррекции, при этом используются игровые, психоаналитические методы и семейная коррекция. При преобладании межличностных конфликтов используется групповая коррекция, направленная на оптимизацию межличностных отношений, психорегулирующие тренировки для развития навыков самоконтроля и снижения эмоционального напряжения.
в) Семейная коррекция - направлена на изменение межличностных отношений и устранение эмоциональных нарушений в семье. Складывается из этапа семейной диагностики, этапа обсуждений, во время которого с родителями согласовывается план лечения, коррекции супружеских и родительских отношений и этапа совместной психокоррекции пациента и родителей. Направленность и характер коррекции определяется содержанием семейного конфликта
|