|
ИНСТИТУТ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИЕ.В.Писарькова Институт медицинской реабилитации, Санкт-Петербург Как показывает опыт работы Института медицинской реабилитации, создание эффективной системы медицинской реабилитации возможно только при использовании широкого спектра лечебных методов, основная масса которых направлена на стимуля-цию возможностей саморегуляции и самоорганизации организма, при активном участии пациента в процессе восстановительного лечения. Ключевым методом в такой сис-теме является функциональное биоуправление по различным параметрам (ЭМГ, ЭЭГ, КГР, аудиограмма и др.) Такая система предусматривает комплексную, поэтапную, непрерывную реабилитацию. Комплексная система - так как включает в себя большой комплекс восстановительных и реабилитационных методик, направленных на различные звенья патологической цепочки опорно-двигательных нарушений. Ни одна лечебная методика, сколь бы эффективна она ни была, не может полностью решить весь объем проблем, имеющихся у больных с резидуальной двигательной патологией. К тому же очень важно, когда параллельно решаются проблемы патологии зрительного, слухового анализатора, речевые и психологические проблемы, которые имеют место у пациентов данного профиля. Поэтапная система - так как предполагает последовательное решение реабилитационных задач: 1) от более простых к более сложным, 2) от подготовительных к ключевым, 3) от проблемы одного патологического звена к формированию сложного двигательного навыка. Непрерывная система - так как предполагает непрерывный комплекс лечебных мероприятий в амбулаторных и домашних условиях. Состав и последовательность этих мероприятий зависит от этапа реабилитации, формы патологии, возраста пациента, степени тяжести, поставленной задачи, психологических и функциональных особенностей пациента. Очень важным является активное включение в реабилитационный процесс не только самих пациентов, но и их родителей, так как по нашим данным снижение клинической эффективности реабилитации прямо пропорционально продолжительности перерыва между курсами. Оптимальный перерыв - 3-4 месяца, при этом за 2 курса амбулаторного лечения при условии целенаправленных занятий c ребенком дома между курсами удается достичь прироста клинической эффективности до 45-60%. Для каждого пациента составляется индивидуальная программа реабилитации. Изначально ставится глобальная задача по выработке или нормализации ведущего сложного двигательного навыка (стояния, сидения, ходьбы, ручной умелости и т.д.). Затем выделяется ведущее звено двигательной патологии, т.е. та группа мышц, которая в первую очередь обеспечивает улучшение или нормализацию требуемого двигательного навыка. Решение глобальной задачи проходит в 4 этапа: |